ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ МАРКИРОВКА ТОВАРОВ:
ЗАЧЕМ, КОМУ, КОГДА?
Принципы маркировки товаров.
Кого коснется маркировка.
Кому и чем выгодна маркировка товаров.
Какие группы товаров затронет обязательная маркировка.
Что необходимо для участия в обороте маркируемых товаров.
Речь о системе маркировки идет еще с декабря 2017 года. Предполагается, что к 2024 году каждая произведенная и импортируемая единица продукции будет иметь уникальный идентификационный код, который позволит узнать всю информацию о продукте и отследить маршрут товара от производителя до розничного покупателя. Таким образом, государство сможет контролировать оборот и исключить попадание подделок и контрафактной продукции на рынки России.
Оператором системы маркировки назначен Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ), он генерирует коды маркировки и выдает по запросу производителей. Коды зашифрованы, поэтому подделать их нельзя, использовать код повторно возможности тоже не будет.
Генерация кодов маркировки будет происходить на платной основе — 50 копеек без учета НДС за каждый.
Для регистрации и отслеживания маркируемых товаров ЦРПТ была создана специальная Национальная система цифровой маркировки — Честный ЗНАК
КОГО КОСНЕТСЯ МАРКИРОВКА?
Для отслеживания полной маршрутной карты товаров, каждый участник логистики будет задействован в процессе учета маркированной продукции.
Производители и импортеры должны будут запросить у ЦРПТ и нанести сгенерированный цифровой код на товар, занести его в систему «Честный знак».
Логистические компании и оптовики должны в системе отражать дальнейшее движение товара по цепочке.
Розница также через систему должна будет принять товар, а после продажи конечному покупателю отметить, что он выбыл из оборота.
КОМУ И ЧЕМ ВЫГОДНА МАРКИРОВКА ТОВАРОВ?
Нововведения по маркировке товаров коснутся всех сторон: государства, бизнеса и потребителей.
Выгода в этом есть для каждой из сторон.
- Во-первых, потребители будут защищены от нелегальной и контрафактной продукции.
- При отсутствии контрафакта, легальный бизнес увеличит свою долю на рынках сбыта и соответственно увеличит выручку.
- Производители смогут получать данные о движении своей продукции и оптимизировать бизнес-процессы по разным логистическим цепочкам.
- Сократится «серый» рынок и значительно повысятся налоговые и таможенные сборы в государстве.
КАКИЕ ГРУППЫ ТОВАРОВ ЗАТРОНЕТ ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ МАРКИРОВКА?
В 2019 обязательная маркировка введена для нескольких групп товаров, в первую очередь была переведена табачная продукция и обувь – с 1 июля. Полный список маркируемых товаров представлен ниже.
МАРКИРОВКА ТАБАЧНОЙ ПРОДУКЦИИ
с 1 марта 2019 года процесс обязательной регистрации магазинов и производителей в Национальной системе цифровой маркировки.
с 1 июля 2019 года прекращен выпуск немаркированной продукции.
с 1 июля 2020 года будет прекращен оборот немаркированной продукции.
МАРКИРОВКА ЛЕКАРСТВ
с 1 июля 2019 года началась регистрация в системе медицинских учреждений и аптек.
с 1 октября 2019 года введена обязательная маркировка для препаратов из перечня высокозатратных нозологий.
с 1 января 2020 года маркировка будет обязательной для всех лекарств.
МАРКИРОВКА ШИН И АВТОПОКРЫШЕК
с 1 декабря 2019 по 31 марта 2020 года регистрация в системе мониторинга всех участников оборота шин и автопокрышек.
с 1 марта 2020 года начнется нанесение маркировки, остатки нереализованных шин необходимо будет промаркировать до 1 ноября.
с 1 ноября 2020 года нанесение средств идентификации на шины, на этикетку шин или в шины будет обязательным.
МАРКИРОВКА ТОВАРОВ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ОДЕЖДЫ
с 1 декабря 2019 по 31 марта 2020 года регистрация в системе мониторинга.
с 1 апреля 2020 года начало нанесения маркировки на товары легкой промышленности, или на этикетку, или на ярлык.
с 1 июля 2020 года ввод обязательной маркировки.
МАРКИРОВКА ОБУВИ
с 1 июля 2019 года производится регистрация участников в системе.
с 1 октября 2019 осуществляется получение кодов маркировки на остатки и новую произведенную (ввозимую) продукцию.
с 1 марта 2020 будет запрещен оборот немаркированных обувных товаров
МАРКИРОВКА ДУХОВ И ТУАЛЕТНОЙ ВОДЫ
с 1 декабря 2019 по 31 марта 2020 года регистрация всех участников оборота духов и туалетной воды
с 1 апреля 2020 года начнется маркировка товаров производителями и розничными магазинами.
с 1 июля 2020 года маркировка для духов и туалетной воды станет обязательной.
МАРКИРОВКА ФОТОАППАРАТОВ И ЛАМП-ВСПЫШЕК
с 1 декабря 2019 года осуществляется регистрация участников оборота фототоваров в системе мониторинга.
с 1 марта 2020 года начнется маркировка некоторых видов фототоваров.
с 1 июня 2020 года станет обязательной маркировка для фототоваров, соответствующих кодам по классификатору 26.70.14, 27.40.31.
МАРКИРОВКА МОЛОКА И МОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ
с 15 июля 2019 года до 29 февраля 2020 года в рамках добровольного эксперимента проводится маркировка готовой молочной продукции.
с 1 декабря 2020 года планируется запретить оборот немаркированной готовой молочной продукции.
ЧТО НЕОБХОДИМО ДЛЯ УЧАСТИЯ В ОБОРОТЕ МАРКИРУЕМЫХ ТОВАРОВ?
Для соблюдения требований законодательства всем участникам оборота маркируемых товаров необходимо будет совершить следующие действия:
1. Получить квалифицированную электронную подпись.
Электронная подпись — это цифровой аналог обычной подписи, необходим для обмена электронными документами с контрагентами, налоговыми органами, системой Честный знак и мн. др.
2. Подключиться к электронному документообороту и выбрать оператора (кроме МДЛП).
Для удобства обмена электронными документами разработан специализированный сервис 1С:ЭДО, он встраивается в типовые программы «1С:Предприятие»и не требует установки отдельных программ. Благодаря этому снижаются затраты на внедрение, отсутствует необходимость пользователям изучать новые интерфейсы программ, уменьшается риск возникновения проблемных ситуаций.
3. Зарегистрироваться в системе «Честный знак».
Честный ЗНАК — Национальная система цифровой маркировки и прослеживаемости товаров Центра развития перспективных технологий.
4. Приобрести и подключить 2D-сканер.
2D- сканер предусмотрен для считывания штрих кодов DataMatrix, которые используются в маркировке. Получить консультацию по выбору 2D-сканера (ссылка на наши контактные данные или кнопка позвонить)
5. Подключить и настроить онлайн-кассу (для розничных магазинов).
Согласно № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» с 1.07.2019 онлайн-кассы должна быть в каждом магазине.
6. Настроить работу в программах учета. Работа с маркируемыми товарами затрагивает одновременно несколько процессов. Все эти процессы можно разделить и использовать разные программы для каждого, что имеет много нюансов и потребует затрат большого количества времени на постоянной основе.